Дополнительное образование


Интеллект без границ, или
Как можно как развить интеллектуально одаренного ребенка в условиях современной школы
(к вопросу о дополнительном образовании)
Вот уже 7 лет я являюсь руководителем клуба интеллектуальных игр «Наследие Ломоносова» в нашей, «Новоигирменской СОШ №3» п.Новая Игирма Нижнеилимского района Иркутской области и 6 лет руководителем такого же клуба в поселке.

Хочу познакомить вас со своим профессиональным опытом, который я назвала «Интеллект без границ». Долгое время занимаюсь вопросами психологии человеческого интеллекта. Необходимость этого подсказывает практика. Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам небольшой тест. Можем ли мы, педагоги, не кривя душой, положительно ответить на такой вопрос:
Умеют ли наши учащиеся:
  • четко и ясно излагать свои мысли;
  • работать со справочной литературой;
  • грамотно составлять тексты;
  • легко и уверенно вести дискуссии;
  • пользоваться ресурсами своей памяти;
  • замечать то, чего не замечают другие;
  • находить решения для проблем, в какой бы сфере с ними не столкнулись;
  • быстро обучаться новым навыкам;
  • добиваться хороших результатов, прилагая минимум усилия;
  • общаться;
  • эффективно работать с Интернет-ресурсами;
  • составить истинное представление о своей эрудиции?
Возможно, вы скажете да. Значит, вас следует с этим поздравить. А мой среднестатистический ученик совсем другой. И совсем недавно я бы могла сказать – нет, не умеет.
И еще одно наблюдение. Кто успешен в современном мире? Конечно, высокоинтеллектуальные люди, владеющие средствами позитивного проживания. Они научены универсальным умениям, которые мы, педагоги, называем метапредметными, они коммуникативны, они самоорганизованы и самореализованы. Не правда ли, все это напоминает новые стандарты образования?
Ганс Юрген Айзенк, американский психолог, занимающийся проблемами КУРа, в своих трудах приводит факты, которые свидетельствуют только об одном – люди с высоким уровнем умственного развития относятся к успешным слоям современного общества.
Вы мне можете возразить – тема не нова. Современные образовательные технологии и ставят своей целью научить ученика учиться. Можно, конечно, идти в ногу с передовой педагогической мыслью - использовать приемы, формы и методы новых образовательных технологий, которые очень похожи на хорошо забытое старое. И мы, действительно, этим занимаемся практически все. Что-то удается, а что-то не совсем. Видится, что здесь есть определенные противоречия, о которых вам все известно – начиная от нехватки учительского времени, заканчивая недостаточностью технической базы.
А вот перед вами уровень основных составляющих интеллекта, исследованный в моей школе в 2008 году. Как видим, данные неутешительные – средний ученик имеет очень средний уровень внимания, памяти, мышления. И это только анализ самых простых познавательных процессов.
Если подвести итог, картина противоречий будет следующая:
  • Мнение учителя об интеллекте ребенка слишком сильно зависит от способностей или интереса ребенка к конкретному предмету, который преподает этот учитель.
  • Овладение любым предметом требует определенной усидчивости, но нет никаких оснований полагать, что наиболее сообразительные дети будут стараться упорнее и добросовестнее, чем их менее одаренные сверстники.
  • Слабая мотивация к учению или полное отсутствие ее. Мы можем отвести лошадь на водопой или отправить ребенка в школу, но мы не можем заставить лошадь пить или заставить ребенка учиться, если у него нет никакой мотивации для этого.
А теперь представим современного ученика в социуме . Снова проблемы и противоречия:
Потребности школьника

Социальная действительность

Успешны люди с широким кругозором
Интеллект в рамках школьной программы

Межличностное общение

Отсутствие первичных навыков социальных коммуникаций

Стремление к самореализации и самовыражению

Нереализованность интеллектуального и творческого потенциала


Кроме всех вышеперечисленных противоречий главенствующая роль, по моему мнению, принадлежит следующему – ЖЕСТКИЕ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ УРОКА НЕ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТА КАЖДОГО, КТО НА НЕМ ПРИСУТСТВУЕТ.
Что делать? Значит, нужно привлекать дополнительные ресурсы. И подспорьем может стать внеурочное время, использование которого мы называем дополнительным образованием. Здесь должна сработать интеграция в полной мере: основное образование делает так называемый заказ, она хочет видеть ученика, способного решать проблемы в незнакомых ситуациях, которые невозможно спрогнозировать, способного адекватно изменять организацию своей деятельности в связи с потребностями, способного работать со средствами коммуникаций, добывать информацию и пользоваться ею. Интеграция основного и общего образования позволяет получить интеллектуально развитого ученика в результате реализации следующего проекта
Проект «Клуб интеллектуальных игр»- совместная деятельность образовательных и культурных учреждений по включению учащихся в работу школьного, поселкового и районного клубов интеллектуалов
Надо сказать, идея не нова. Весь мир играет в интеллектуальные игры. В нашем районе такой клуб существует с 2000-го года и все, что мы делали – возили команду из 6 (!) самых умных учеников школы на эти игры. Районный клуб, в свою очередь, воспользовался опытом иркутянина Алексея Петрова по организации массовых интеллектуальных игр. Здесь цепочка поиска авторства обрывается. С некоторой уверенностью можно предположить, что такая организация игр родилась за пределами нашей страны.
Теперь в нашем поселке играют ВСЕ!
Как выстроена эта структура? В 2008 году в нашей школе появился клуб интеллектуальных игр «Наследие Ломоносова». Знания, эрудицию мы поставили на соревновательную основу, привлекая учащихся 5 -11 классов. В год я провожу 4-5 интеллектуальных игр предметно-ориентированной направленности, посвященных знаменательным датам, юбилеям, событиям и т.д. «Что происходит с ребятами?» - поначалу недоуменно спрашивали коллеги, видя настоящую схватку учащихся за нужную книгу в библиотеке, родители были обескуражены такой жаждой знания своих детей. Теперь в нашей школе играют и дети, и педагоги, родители же не решаются, но бывают у нас частыми гостями и первыми помощниками. Объективно хочу заметить, что школа с такой системой работы, направленной на интеллект, у нас в районе одна. С опытом своей работы на районном уровне я начала делиться только в прошлом году и увидела, что это интересно многим. Кроме того, в игры втянулись и педагоги, организовав свою команду.
В чем преимущество игры? Она не требует никаких затрат, кроме умственных. Одновременно могут играть до 120 человек. А результат огромный, но об этом позже.
В 2009 году появился клуб «Илимская сова». Инициатором создания стал ЦТР и ГО поселка. Это – независимое учреждение дополнительного образования, поэтому на равных условиях здесь сосуществуют и сотрудничают все образовательные учреждения поселка. Активными участниками игр являются не только учащиеся, но и педагоги, воспитатели детских садов. Социальное партнерство клуба очень широко – от администрации поселка и района до библиотек, от школ основного образования до образовательных учреждений специального назначения. Нашими партнерами являются Управление по делам молодежи района и средства массовой информации, которые охотно размещают на страницах своих газет информацию об играх, пропагандируя идею познавательного досуга молодежи.
Имея опыт по составлению вопросов для игр, могу сказать, что методика их подготовки обеспечивает развитие многих умственных процессов ребенка, его способностей. Это не только знаниевые компетенции, которые можно просто почерпнуть из книг или других источников, развиваются общие, ключевые компетенции, в частности, умение доказать свою точку зрения, навыки социальной коммуникации.
Тематика игр разнообразна. За 5 лет существования интеллектуального движения мной составлена медиатека игр, которая становится востребованной коллегами.
Интеллектуальные игры, как совсем не предполагалось, активизируют и творческую деятельность различных детских коллективов. Каждая наша игра уникальна. В зависимости от тематики перед игрой работают выставки детского прикладного творчества, выступают художественные коллективы. Детский поселковый парламент – наш активный помощник. Флэш-мобы, акции при проведении игр способствуют пропаганде интересного, плодотворного, увлекательного досуга школьников и взрослых. Кроме того, нашими почетными гостями – членами жюри являются представители других, необразовательных учреждений – члены районной и поселковой Думы, руководители спортивных команд, работники музеев.
Какова структура игры?
Подготовительный этап
  • Выбор темы игры
  • Разработка положения
  • Разработка сценария
  • Подготовка учащихся
  • Организация игры
Ход игры
  • Большая площадка – актовый зал
  • Одновременно играют до 20 команд
  • Вопрос – 1 минута обсуждения- запись ответа в бланк, передача через «ласточек» в жюри
  • Жюри подводит итоги
  • Объявляется и награждается победитель
Игровой сезон
  • 4-5 интеллектуальных игр
  • Рейтинг команд
  • Вручение переходящих кубков
Каковы результаты работы? Учащиеся нашей школы имеют множество наград районного и поселкового уровня. В 2011 году команда педагогов школы и команда 10-ых классов завоевали переходящие кубки сезона. В 2010 году сборная команда нашей школы приняла участие в Международных интеллектуальных играх России и стран ближнего зарубежья в Москве. В апреле 2013сборная нашего поселка стала участником XII Первенства Сибири по интеллектуальным играм в Новосибирске. Недавняя игра, 24.10.13, вновь принесла успехи – сборная учащихся поселка оказалась лучшей среди 22 команд района, а команда учащихся школы стала третьей! К слову сказать, районный клуб интеллектуальных игр существует 14 лет, и вот уже 8 лет мы играем!
Руководитель клуба имеет Почетные грамоты Управления по культуре администрации Нижнеилимского района за пропаганду и активное развитие интеллектуального движения в районе, творческий подход в деле воспитания и образования подрастающего поколения, педагогическое мастерство.
С каждым годом желающих играть становится все больше. Приходится искать новые формы работы, которые с успехом применяются. Опыт ПерСиба (игр в Новосибирске) трудно переоценить – знакомство с игроками элитарного клуба «Что? Где? Когда?» - Леонидом Климовичем и Михаилом Скипским – принесло свои плоды. Теперь в нашем арсенале десятки новых форм интеллектуальных развлечений, и мы готовимся к новой поездке.
Значительно выросла успеваемость учащихся-членов клуба. В этом году при сохранении контингента она составляет 100% при 100%-ом качестве.
Если представить необходимые знания игроков в виде вот такого механизма, то совсем недавно, в 3 года назад, интеллектуальный голод учащихся начал утолять новый школьный предмет – МХК. Честно признаться, мне, как руководителю клуба, этот предмет поначалу просто оказывал необходимую услугу в проведении игр, пока не стал полноценным предметом, без которого, я убеждена, невозможно духовное развитие школьника. Но об этом в другой раз… Таким образом, дополнительное образование не только помогает основному, но и в какой-то степени делает новый образовательный заказ школе. Вот такая обратная связь, которая, собственно, и планировалась.
Работа клуба обеспечивает развитие разных видов интеллекта школьника, необходимых для получения качественного общего образования, удовлетворяющего запросам современных образовательных стандартов:
  • Вербальный интеллект развивается с помощью чтения интересных книг, бесед, общения, дискуссий при подготовке и вовремя игр.
  • Логический интеллект включает в себя сферу рассуждений, умение решать различные проблемы с помощью логики и т.д. мы решаем решать ситуационные задачи, логические загадки и головоломки, как стандартные, так и нестандартные.
  • Пространственный интеллект развивается через способность создавать зрительные образы и манипулировать ими. Частыми «гостями» на наших играх являются рисунок, живопись, скульптура, некоторые задания связаны с развитием воображения.
  • Социальный интеллект получает свое развитие на основе совместных игр, обсуждений.
  • Для развития эмоционального интеллекта мы учимся анализировать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, желания, потребности.
  • Духовный интеллект включает в себя стремление к самосовершенствованию, способность мотивировать себя, ставить перед собой цели, правильно расставлять жизненные приоритеты, ориентируясь на нравственные ценности.
  • И наконец, творческий интеллект. Мы – творцы, мы генерируем новые идеи, куем интеллектуальные победы.
В результате 7-ми летней работы клуба, кроме ожидаемых, запланированных результатов, имеются и дополнительные:
  • Появление научных интересов у обучающихся в связи с расширением и углублением знаний в конкретной предметной области;
  • Научно-исследовательская деятельность школьников;
  • Высокий результат выпускных экзаменов;
  • Перспектива обучения в высших учебных заведениях;
  • Профориентационная направленность проекта.
Проект обладает широкими перспективами. Сейчас работа клуба интеллектуальных игр – это уже не проект, а традиция новоигирминского муниципального образования. И не смотря на это, клуб обладает новыми потенциальными возможностями:
  • Продолжить развитие интеллектуального движения;
  • Вовлечение большего количества учащихся в интеллектуальное движение;
  • Привлечение учащихся начальной школы;
  • Сотрудничество с методическими объединениями учителей школ для формирования запроса тематики игр;
  • Продолжение мониторинга результативности и эффективности работы клуба интеллектуальных игр, сотрудничество с психологами для диагностики мыслительных способностей учащихся;
  • Сотрудничество с клубами интеллектуальных игр других регионов;
  • Участие в играх регионального и федерального уровней.
Спасибо за внимание! Приглашаю всех к сотрудничеству!


Комментариев нет:

Отправить комментарий