Мастер-класс

Уважаемые коллеги!

Приглашаю вас познакомиться с моими приемами лучшего запоминания. Для презентации помещаю текстовый комментарий.


Из опыта по развитию памяти
(текстовое сопровождение презентации)

1 слайд. Титульный лист, песня до слов «…чтобы помнили подружек дружки» - смикшировать до полного удаления звука
2 слайд. Здравствуйте! Посмотрите на экран. Будьте, пожалуйста, внимательны. Какое число вы видите? Прочитаем хором!  (клик).
- Скажите, кто сейчас президент России? А Америки? Хорошо. Можете воспроизвести число? Почему? Что нужно сделать? Правильно, например, сгруппировать цифры. Вот так
3 слайд. (появляется число - (829) 735-465 )
4 слайд. Перед вами некая условная шкала памяти и разума. Представьте себе мысленно, где бы вы расположили точки, соответствующие уровням развития вашей памяти и разума. Например, вот так (клик). Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого память явно отстает от разума. Да! Да! Именно так и получается! Известный мыслитель Ларошфуко еще в 17 веке заметил (клик)- Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на разум.
На самом деле, все не так плохо. Многие считают, что у них плохая память, потому что не могут сразу вспомнить необходимую информацию, потому что у них плохая память от рождения. Но добротность памяти зависит вовсе не от врожденной способности, а от того, насколько хорошо вы владеете навыками запоминания. Я думаю, что некоторые приемы, которыми владею я, пригодятся и вам, поскольку кому, как не нам и нашим ученикам нужна хорошая память?
Поэтому, если мы дадим себе установку и поработаем вместе, мы, безусловно, достигнем следующей цели:
Слайд 5. Освоить некоторые приемы улучшения работы памяти
6 слайд. Золотыми  струнами моей памяти и  памяти моих учащихся являются   следующие приемы:  словесные посредники;    визуализация;    акростих;    «быстро нарисуй»;    галерея. Если задействовать при запоминании все 5 чувств человека (например. Я вижу этот забор. Он шершавый и горький), добавить к ним образный ряд или словесных посредников, можно сделать великое открытие – У меня хорошая память! Умение организовать материал, знание разнообразных приемов запоминания делают человека СОЗНАТЕЛЬНЫМ ВЛАСТЕЛИНОМ БЕЗГРАНИЧНЫХ РЕЗЕРВОВ СВОЕЙ ПАМЯТИ.
7 слайд. Нужно ли говорить о том, где это пригодится? Да везде! И на уроках, и во внеклассной деятельности, а как насчет ЕГЭ?
8 слайд. Что из этого получится? Интересно на уроках? Да! Стихотворение выучил? Да!  Можно долго перечислять. Но надо ли говорить, что дает человеку хорошая память?
В поисках таких приемов дорога привела меня в начальную школу. А вы знаете, как научить ребенка не ошибаться в написании слова ВОКЗАЛ? Очень просто.
9 слайд. Заходим на вокзал, видим.. Вдруг кто-то восклицает: «О! Касса!». Оставляем в памяти рисунок и слова ВОКЗАЛ? О! КАССА!
10 слайд. Этот прием, наверное, известен всем учителям словесности. Все знают три слова-исключения из правила Н и НН в суффиксах прилагательных. А если нарисовать окно: само окно-стекляННое,  подоконник- деревяННый, и пусть будет ручка у форточки оловяННая. Встретили слово, вспомнили – ОКНО!
11 слайд. Вот еще трудность для физиков и математиков. Учащихся 8-го (!) класса я попросила записать число «пи». Что вижу? 0,31; 30,14, 0,38. Что это? Вы же изучали это в 6-ом классе?! Запишем вопрос: (клик) «Что я знаю о кругах?» А вы что видите? И что? И вдруг озарение: «Количество букв в каждом слове равно числу «пи»! (клики) Теперь мы знаем не только 3,14, а 3,1416!
12 слайд. И еще немного физики. Если срифмовать правило буравчика? То, что вкручивается – направо. Становится сильным, крепко держит: направо-держава, налево-слабее.
Акростих. Думаете, это известно только учителям литературы? Для развития памяти это пригодится так – первая буква каждого слова – первая буква для порядка каких-либо слов, который следует запомнить. Сейчас поподробнее.
13 Слайд . Что перед вами? Конечно, цвета спектра. И мы их помним с детства: (клик) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан? Физики знают, что так располагаются цвета по мере уменьшения волны. А если по мере увеличения – начнем с самой короткой – фиолетовой. (клик)- «Фасады современных городских зданий желательно облицовывать керамикой». Добавим в память  рисунок. Запомнили!
14 слайд. Перед вами акростих. Что могут означать первые буквы этого забавного предложения? Верно. Расположение планет от Солнца. Меркурий, Венера, Земля… Но вот вопрос – как запомнить эту фразу? А давайте нарисуем так, чтобы запомнить. Если вот так. (клик-рисунок). Вы заметили, почему Марина меньше всего замечает улыбку южного солнца? Аудитория наша взрослая, такая моя вольность, наверное, позволительна.
15 слайд. Повторим. (клики – на каждую планету)
16 слайд. А это что? Черепные нервы? (читаю названия нервов) Почему их так много? Как же это запомнить? А что если придумать такой акростих:
17 слайд. Очи запавшие (клик-портрет), грудь богатырская, темя опущено, локоны серые – (клик) – я буду делать портрет. Красавец! Вот они, нервы,  – обонятельный, зрительный, глазодвигательный – остальное – учителям биологии при подготовке учащихся, желающих стать врачами.
Самое сложное, со мной многие согласятся – научить детей учить поэзию. Но надо. А если соединить живопись и стихи? Нет, не проиллюстрировать, а создать искусственные смысловые и словесные привязки. Сейчас мы вместе прочитаем, что получилось. Насладимся Пушкиным?
18 слайд. Начали и хором. Мороз и солнце-день чудесный!
19 слайд. Еще ты дремлешь, друг прелестный
20 слайд. Пора, красавица! Проснись!
21 слайд. Открой сомкнуты негой
22 слайд. Взоры.
23 слайд. Навстречу
24 слайд. Северной Авроры
25 слайд. Звездою Севера явись!
26 слайд. И еще раз, побыстрее. Читаем. (клик после каждой картинки)
Хороший прием, правда? Да не очень удобный. Почему? Слишком уж изящно. Да и с технической стороны… А если нарисовать самим?
27 слайд. Перед вами рубаи знаменитого Омара Хайяма. (читаю). Конечно, чтобы выучить, нужно для начала вникнуть в смысл.  О чем здесь говорится? Сформулируем одним предложением. Хорошо. (клик-убрали) Можете повторить? Помогу. Нарисуем вместе? Условие одно- рисунок должен быть быстрым, схематичным, без написания слов. Служебные части речи ввиду их особенности изобразить трудно, их запишем. Главное правило – запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу. И еще – чем необычнее ассоциация, тем прочнее запоминание.
28 слайд. (клик- 1 строчка). Богатством… Что нарисуем? Правильно- мешок с деньгами (клик). Слова нет? Пусть это будет молчащее лицо (2 клика). Вот так. Не заменить? Знак перечеркнуть? Да (клик). Символ ума? (клик)Конечно, мозг!
29 слайд. (клик – 2 строчка). (клик) Но… Неимущий? Пусть будет тот же самый мешок, но перечеркнутый. (клик) Вот такой у нас неимущий. И.. Рай земной? Что это? А если проще? ( клик-яблоко). Тюрьма? Естественно (клик).
30 слайд. (клик – 3,4 строчки). Напрямую просятся цветы. (клик-фиалка) Она нищая. Пусть будет на современный лад- с кейсом, но с пустым (клик). А… Роза? (клик) Смеется (клик). Золотом (клик) Полна ее сума? Тот же кейс, но какой! (клик)
31 слайд. Все хором. По мере чтения – клики. Богатством – слова нет – не заменит ума
32 слайд. Но не имущему и рай земной – тюрьма
33 слайд.  Фиалка нищая склоняет лик, а роза Смеется: золотом полна ее сума
34 слайд. Запомнили? Повторим! Как? Вспомним, что нарисовали. Три, четыре… Богатством – слова нет – не заменить ума (клики – после воспроизведения каждой строки) Молодцы!
35 слайд. Если я была вам в чем-то полезной, я очень рада. А перед вами – золотые законы памяти. Придерживайтесь их и память ваша вам никогда не изменит. Спасибо!
36 слайд. Музыка (смикшировать там же)

Комментариев нет:

Отправить комментарий